Администрация Таштагольского муниципального района - кореные народы
ГлавнаяРегистрацияВход Таштагольский район
Вторник, 19.03.2024, 17:47

                                             
                               Площадь АТМР

Поиск

Меню сайта

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Полезные ссылки
  • Администрация Кемеровской области
  • Управление образования Таштагольского района
  • Управление Роскомнадзора по Кемеровской области
  • Электронный катало
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ   ПРЕДКИ  ШОРЦЕВ

    В современной  этнографической   литературе  утвердилось мнение, что современные шорцы — тюркизированные потомки древних угров,  самодийцев и кетов.    Начиная  с XIX века, неоднократно    предпринимались  попытки описать «дотюркские»   компоненты  шорцев,  используя случайно выбранные элементы культуры отдельных групп шорцев и их соседей. Зачастуюэтнографические  особенности  какой-либо одной группымеханически переносились на всех шорцев, что не всегда верно.

    Необычайную гипотезу о происхождении шорцев высказал основатель Новокузнецкого краеведческого музея Д.Я. Ярославцев. Согласно легенде, записанной им в низовьях Мрассу, шорцы – потомки богатыря Шуна, старшего сына первой жены царя Мол-кана с Тобола. Так как их мнение основывалось на легенде, гипотеза казалась сомнительной.

    Наибольшую признательность получили работы А.А. Бонюхова, А.П. Дульзона, А.М. Абдрахманова, которые выделили четыре субстратных пласта топонимов в Горной Шории: южносамодийские, кетские, тюрко-монгольские и русские. По их мнению, шорцы – «до русская народность», пришедшая откуда-то со стороны в места своего нынешнего обитания, где она стала проживать совместно с находившимися здесь «с давних времен» кетскими и южносамодийскими племенами.

    Обобщение этих гипотез о происхождении шорцев позволяет сделать вывод – общим выводом исследователей было расплывчатое утверждение о том, что формирование народности шорцев происходило на территории с населением разнообразного состава, где на протяжении многих веков сменялись различные этнические волны.

    Божество

    По представлению шорцев-тенгрианцев (верующих), управление Вселенной происходит по многоступенческой иерархии.

    На высшей ступени управления – это божество, затем хозяева местности и последние духи.

    Тэнгри – воплощение небесного начала, создатель Вселенной «дух неба». Тэнгри – это божество, находящееся в небесной зоне – Вселенной. Тэнгри распоряжается судьбами, как целых народов, так и их правителей, он был свободен в своих поступках, но справедлив, он награждал и карал. От его воли зависело благополучие людей и народов.

    Йер-суб имело два значения:

    1-е как великое божество

    2-е как видимый мир в образе Родины.

    Великое божество Йер-суб обитала в средней зоне Вселенной. Иногда по приказу Тэнгри, Йер-суб  приходилось карать людей за их грехи, но в основном её считали доброй богиней. Она в согласии с Тэнгри покровительствовала и защищала народ.

    Умай (Ымай, Май, Омай). По представлениям шорцев и монго­лов, Умай, была женским божеством, относящимся к доброжелатель­ным божествам и духам. Ее считали любимой женой Духа Неба Тэнгри и обитала она в небесной зоне. Как и Йер-суб Умай непос­редственно подчинялась и выполняла поручения Тэнгри. Если бо­жество Йер-суб управляла всем живым на земле и воде, то боже­ство Умай дарила особую божественную силу людям.

    Представить себе образ божества Умай невозможно. Живя в не­бесной зоне, она излучает на землю лучи, которые проникают в че­ловека и, как горячие искры, живут "в нем до самой смерти. Эта ис­кра поддерживает в человеке его жизненную энергию и физическую силу, но ни духом, ни кутом она не является. Она - божественная сила, связывающая человека с небесной зоной и посылаемая Не­бом для его величия. Если искра гаснет, то и человек гаснет, уми­рает... Таким образом, двум божествам Йер-суб и Умай были под­властны все духовное и материальное в нашей Вселенной.

    Эрлик. У тюрков и монголов божество Эрлик считался владыкой /подземного мира. Он глава и властелин подземного мира, где нет ни солнца, ни луны.

    В призываниях камов описывается внешний вид Эрлика. Эрлик описывается стариком с атлетическим телосложением. Глаза и бро­ви у него - черные, как сажа, борода - раздвоенная и спускается до колен. Усы подобны клыкам, которые, закручиваясь, закидыва­ются за уши. Рога подобны корню дерева, волосы - кучерявые.

    С именем Эрлика у шорцев связывались самые тяжелые бед­ствия, например, эпидемии и болезни людей и скот. Он наводил эти болезни для того, чтобы вынудить человека принести ему жер­тву. В обычное время и, особенно при болезнях, человек по отно­шению к Эрлику испытывал болезненный страх, боялся произносить его имя, называя его просто - кара намэ - нечто черное.

    Эрлик имел семью. Сыновья Эрлика помогали ему управлять подземным миром, где есть озера, реки и моря. Дочерей у Эрлика несколько. В древнетюркских мифах число их представляется от двух до девяти. Они характеризуются как праздные, сексуально распущенные, стремя­щиеся завлечь к себе на ложе камов, попадающих в подземный мир во время камлания, и овладеть жертвоприношениями, которые те несут Эрлику.

    В представлении древних тюрков божество Эрлик был тесно свя­зан с камами. По древним преданиям, первый черный кам был обу­чен камланию Эрликом. Подземному миру камлали только черные камы (кара кам), белые камы (ак кам) никогда в подземный мир не ходили. Хотя Эрлик и был божеством, руководящим подземным ми-

    ром, он в редких случаях вершил намеренное зло. Он не ведал смер­тью людей и не забирал их кут, а только принимал в свое царство материальное тело умершего. Древние тюрки считали, что кут умер­шего путем сожжения тела возвращался на Небо или после захо­ронения перекочевывал в землю умерших, в землю предков, а не в ведение владыки ада (Эрлика) как это считается в учениях миро­вых религий. В царстве Эрлика живут злые духи - кермесы, кото­рые иногда поднимаются на солнечную землю, чтобы навредить лю­дям. Особенно много бывает их при закате солнца.

    Жертвоприношения Эрлику проводились ночью, в жертву прино­сили домашних животных с тем или иным изъяном (со сломанным рогом, хромого и т.д.), так как считали, что подземный, невидимый мир - противоположность видимому земному.

    Земля. Великий Дух Неба Тэнгри был главенствующим боже­ством во Вселенной и, несомненно, считался отцом, хозяином. Бо­жество Землю считали матерью и женой Тэнгри. Она проявляется как сила природы, является одной из главенствующих божеств, выше которой было только Небо. Поэтому божество Земля у шорцев и монголов, а так же тюрков было почитаемой. В тюркских мифологиях встреча­ется предположение, что люди появились на земле от брака божеств Тэнгри и Земли. В орхонских памятниках есть такая запись: "Внача­ле было вверху голубое небо, а внизу темная земля, появились между ними сыны человеческие". Небо санкционирует жизнь, оно оплодотворяет, но рождает Земля - природное воплощение "теле­сного низа". Люди рождаются, живут и умирают на земле. После смерти земля их поглощает. Из земли вырастают травы, злаки и деревья, в том числе Священное Дерево, связующее миры. Люди почитали Землю, как создательницу урожая и изобилия, как источ­ник сокровищ, дающий материальное счастье человеку.

    Вода. По представлению шорцев, божество Вода родилось раньше, чем божество Земля. Поэтому ее считали старшей сестрой Земли. По древним мифологиям считалось, что образование Земли началось от Воды. Со дна Воды "небесной уткой" были подняты песок, глина, ил, из которых в дальнейшем и образовалась Земля.

    Наиболее родным божеством для себя Вода считала Дождь. Дождь помогал растить детей и внуков Воды - моря, реки, озера и источники. Она враждебно относилась к божеству Огонь.

    К Воде шорцы относились двояко. С одной стороны, считали, что вода "первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса ... вода - это среда, агент и принцип всеобще­го значения и порождения. Вода устойчиво соотносилась с чужим,

    враждебным. Это владения духов и вход в иной мир. Неслучайно умыть лицо водой в мифологической традиции равнозначно поня­тию "умереть".

    Но с другой стороны, к Воде относились с большим уважением, так как без воды жизнь на Земле невозможна.

    От божества Воды зависела жизнь, плодородие и урожайность земли. Поэтому у источников рек, озер приносили жертвы божеству Земли и Воды, испрашивая хорошего урожая, увеличения поголо­вья скота и благополучия в жизни.

    Огонь. По представлению тюрков, божество Огонь было внуком Духа Неба Тэнгри и сыном Солнца. Братом его была молния. По­этому, несмотря на то, что Огонь родился и вырос на Земле, после смерти, он в виде дыма поднимается в Небо, чтобы вновь вернуть­ся на Землю.

    Тюрки в огне видели всесильное божество, которое само зарожда­ется, дышит и постоянно изменяется. Огонь считался в юрте частицей солнца. Совершенно недопустимым считалось осквернять огонь, т. е. бро­сать в него какой-либо мусор и нечистоты, дурно пахнущие веще­ства, помешивать угли острым предметом, замахиваться и перешагивать.

    Солнце (Кояш). Солнце у шорцев было почитаемым богом. В древнетюркских мифологиях говорится, что Солнце - сын Тэнгри, а его мать - Земля. Поэтому, оно вращается между отцом и матерью. Древние тюрки и монголы поклонялись могуществу и жизненной силе бога Солнца. Невозможно представить себе жизнь без энер­гии и влияния Солнца.

    Луна (Ай). По шорской мифологии, Луна считалась дочерью Духа Неба Тэнгри и Земли. Богиню Луну древние тюрки воспринимали двойственно: Луна пугала их и в то же время они ее любили.

    Луна представлялась как владыка и символ ночи. Ночь - это тем­нота, когда из всех щелей вылезают злые духи. Все сатанинские пир­шества и шабаши проходят ночью. Ритуалы и гипнотические сеансы ведьм всегда проводились в соответствии с фазами Луны и, в основном, в полнолуние. Ночью усиливались болезни, от чего чаще умирали в это время. Грабежи, убийства совершаются в основном ночью.

    Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называ­ли "человеком со звездой ".

    С древних времен шорцы заметили, что в женщине и луне заклю­чена одна и та же тайная сила. Женские циклы, ее таинственные кровотечения, совпадали с месячными фазами луны. Беременность женщины длится примерно девять лунных месяцев, и в полнолуние женщины рожают чаще.

    Свои приметы имели и три фазы луны. Считали, что при "ай на-азы" (новая луна) луна символизировала юную девушку, которая взрослела день ото дня. Она - чиста и скромна. При "ай толы", тулы ай - (полная луна) Луна олицетворяла зрелую женщину-мать. В этот период она добродушна и благосклонна. При "ай карты" (старая луна) Луна старилась, становилась мудрой, но в то же время свар­ливой и злой. Перед смертью Луна царила в абсолютно темные ночи, ее не было видно. В эти три ночи считали, что жизнь и смерть встречаются вместе. Встретившись, они расходятся, чтобы через оп­ределенный период вновь встретиться. Старая Луна умирала, рож­далась новая, а вместе с ней новая жизнь, новый цикл, новый кру­говорот - и так бесконечно.

    Звезды. Шорцы и монголы почитали звезды.

    Звездные божества, по мнению шорцев, влияют на человечес­кое счастье, богатство, скот и прочее, и каждая звезда соответству­ет куту какого-нибудь человека на земле, а когда умирает человек, то и звезда его падает на землю. Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называ­ли "человеком со звездой ".

    Воздух. Византийский историк Ф. Симокатта писал в своих запи­сях, что " шорцы поклоняются огню, воде, земле, небу и воздуху".

    Божество Воздух, по представлению древних тюрков, руководит жизнью между Небом и Землей. Воздух, так же, как и все осталь­ные божества, подчиняется Великому Духу Неба Тэнгри. Без возду­ха не возможна жизнь на Земле. Поэтому в древнетюркских мифо­логиях божество Воздух имел свойства жизни, жизненной силы. Через дыхание поступала жизнь. Стоило остановиться дыханию - без воздуха наступала смерть. Но иногда в мифах погибших героев оживляли вдыханием в него жизни.

    Гром и Молния. По представлению тюрков, Великий Дух Неба Тэнгри управлял Громом и Молнией. По его велению божество Гром и Молния наказывало злые силы. Тюрки считали, что гром - гнев­ный глас Тэнгри, а молния - небесные стрелы, которыми он пора­жает злых духов. Дом, в который ударила молния, не тушили и не приближались к нему, пока он полностью не сгорит. Дом, поражен­ный молнией, считали заслужившим гнев Неба Тэнгри. Новый дом на этом месте не строили, считали, что там не будет счастья. По поверьям древних тюрков, запрещалось использовать дерево, по­раженное молнией, не только в строительном, но и как топливо. Лу­чинки из дерева, подвергнувшегося удару молнии, использовали как лечебные средства. Больного окуривали углями от дерева, поражен­ного молнией. Тюрки замечали, что священные березы молния не поражает, так как они имеют связи с Небом. Человек, убитый мол­нией, считался "священным". На месте поражения молнией прино­сили жертвоприношения духам.

    Ветер. В тюркских мифологиях божество Ветер в основном сим­волизировало озорного, драчливого, иногда буйного персонажа. Представить, как выглядит Ветер, никто не мог, но в некоторых ми­фах его образ показывается похожим на необузданную лошадь. Шорцы легкомысленных людей или лошадей называли, и называют по сегодняшний день, рожденными от ветра. Из-за своего неспокойного ха­рактера Ветер не может ужиться с божествами Земля, Вода, а иног­да и с духом Огня. Он постоянно с ними конфликтует и не дает им покоя. В разгневанном состоянии зимой он на Землю посылает бу­ран, а летом - ураган, тем самым, принося несчастье людям, живот­ным и природе.

    Смерч. По представлениям шорцев, Смерч был злым божеством. Смерч их не столько пугал, сколько восхищал как божество, олицет­воряющее силу природы.

    Облака, Тучи. По представлениям шорцев, божество Облако непосредственно подчинялось Великому Духу Неба Тэнгри. Гром и Молния были его братьями. Буйный ветер иногда озорничал и го­нял облака по бескрайнему Небу. Белые облака - предвестники сол­нечного дня. Черные облака - предвестники дождя. Безоблачность - жаркая, засушливая погода.

    Дождь. Наиболее почитаемым божеством у тюрков был Дождь. От него зависел и урожайность, и благосостояние человека. Боже­ству Дождю в мае совершали жертвоприношения. После жертвоп­риношений начинался" праздник дождя". Он жил на Небе, но больше связан был с божествами, живущими на земле. Его братьями были Гром и Мол­ния, Облако, Ветер, а на земле сестра Вода. Божество Дождь осо­бо почитали на земле источники воды. По древним поверьям, если источник течет с журчанием, значит, будет засуха.

    Радуга. Радуга, по представлению шорцев, была сестрой Дож­дя. После весеннего теплого дождя она имела привычку подоить своих овец, которые были связаны в ряд за шею одной веревкой. Этот ряд люди с земли видят в виде красивых полукругов.


                
                
                
                
            
        

    Яндекс.Метрика   Администрация Таштагольского района    12+
     © 2024